После введения почти повсеместного карантина соцсети переполнились фотографиями опустевших городов, где вместо людей по улицам гуляют дикие звери, а водоемы снова становятся чистыми. Насколько благотворно повлияет всеобщая изоляция на окружающую среду, остановит ли глобальное потепление и климатический кризис, рассказали эксперты.
В связи с коронавирусной пандемией во многих странах остановились заводы, самолеты летают значительно реже, автомобили не заполняют мегаполисы даже в час пик. Как следствие снижаются выбросы в атмосферу, вода в водоемах становится чище, а дикие звери осмелели и с любопытством заглядывают в опустевшие города. Создается впечатление, что карантин спасет не только людей, но и экологию, о проблемах которой все чаще говорят в последние годы. Впрочем, эксперты считают, что радоваться пока рановато.
Изменить поведение во благо планете
Если сейчас наблюдается положительный результат, это не значит, что он закрепится надолго, отметил региональный менеджер Департамента экологической экспертизы и мониторинга EcoStandardgroup Антон Алексахин.
"Мы понимаем, что человечество переживет COVID-19. Когда это произойдет, производства будут вынуждены в срочном режиме наверстывать упущенное. Значит, количество сбросов и выбросов выйдет на прежний уровень, а может и существенно увеличиться", – с сожалением констатировал он.
Но восполнение выбросов – только верхушка айсберга. Не менее губительно для природы то, что во время карантина человечество еще глубже увязает в "одноразовости": маски, перчатки, салфетки, посуда в сервисах доставки и колоссальное количество медицинских отходов, которые предстоит обезвредить и утилизировать.
"Под утилизацией, к сожалению, понимается либо захоронение, либо сжигание. Учитывая объемы отходов, это тоже негативно повлияет на окружающую среду. Поэтому сейчас еще более важно распространять идеи осознанного потребления, безопасного повторного использования и переработки вторсырья. Нельзя допустить, чтобы вопросы экологической безопасности задвигались на второй план и обнулилось все, что было сделано для благополучия планеты в последние годы", – отметил Антон Алексахин.
Старший научный сотрудник Центра экономического моделирования энергетики и экологии Института прикладных экономических исследований РАНХиГС, гендиректор ассоциации "Цель номер семь" Татьяна Ланьшина тоже считает, что по истечении карантина люди, скорее всего, начнут реализовывать отложенный спрос, особенно активно совершая поездки и покупки. При этом она допускает, что кто-то изменит поведение в пользу планеты.
"Например, сегодня во всем мире миллионы офисных работников трудятся удаленно. Это экономит транспортное топливо и снижает выбросы парниковых газов. А после пандемии многие работодатели могут значительно сократить расходы на обслуживание рабочих мест, разрешив сотрудникам и дальше трудиться из дома", – подчеркнула специалист.
То же самое, по ее словам, касается различных конференций и форумов, многие из которых по причине коронавируса перевели в онлайн-режим:
"После пандемии организаторы и участники могут прийти к выводу, что не всегда стоит лететь за тысячи километров ради десятиминутного выступления и небольшого нетворкинга, если все это можно делать онлайн".
Шанс для глобального экологического рывка
По мнению Татьяны Ланьшиной, при изменении поведения людей COVID-19 вполне способен приостановить глобальное потепление.
"Это не значит, что нужно полностью останавливать производства, уходить из городов в пещеры и возвращаться к собирательству. Как показал пример Припяти, оставленной после аварии на Чернобыльской АЭС, ничего хорошего там сегодня не происходит", – отметила специалист.
Для решения проблемы глобального потепления климатологи и активисты предлагают менять бизнес-процессы, внедряя новые низкоуглеродные технологии. Речь идет о развитии "зеленой" экономики – использовании возобновляемых источников энергии, установке очистных сооружений и так далее. Все это обеспечит комфортные условия жизни не только для современников, но и для их детей и внуков.
Антон Алексахин опасается, что в связи с посткоронавирусным упадком экономики многие глобальные экологические проекты заморозятся:
"Если в условиях кризиса перед владельцем предприятия встает выбор между вложением средств в наращивание производства и установкой новых очистных сооружений, редко стрелка склоняется на сторону экологии".
Между тем пережитый коллапс может стать хорошей отправной точкой для качественных перемен.
По словам Татьяны Ланьшиной, именно сейчас решается дальнейшая судьба глобальной климатической политики: в ближайшие месяцы страны либо решат выходить из кризиса за счет поддержки старых и "грязных" отраслей, либо вспомнят о Парижском соглашении и начнут ускоренный переход к низкоуглеродной экономике, стимулируя "зеленые" сектора.
"На мой взгляд, предпочтителен, конечно, второй вариант, даже если смотреть только на экономические эффекты: развитие «зеленой» экономики создаст новые рынки и бизнес-модели, что позволит совершить значительный технологический рывок. В конце концов, в XXI веке не так важно то, сколько металла страна выкапывает из земли. Гораздо важнее качество человеческого капитала и наличие инновационной инфраструктуры", – заключила собеседница ПЭ.
В декабре лидеры стран Евросоюза заключили климатическую сделку, договорившись компенсировать все свои парниковые выбросы, чтобы к 2050 году достигнуть нейтральных показателей по влиянию на глобальное потепление. Климатолог Алексей Кокорин отметил, что подобные шаги могут предпринять все развивающиеся государства мира.
Свежие комментарии