Предупреждения о риске отключения России от международной платежной системы SWIFT звучат все чаще, причем уже не из Вашингтона или Лондона, а из Москвы. Ситуацию на страницах журнала «Профиль» анализирует доцент, преподаватель кафедры финансовых дисциплин Высшей школы управления финансами Валерий Корнейчук.
На днях глава российского МИД Сергей Лавров призвал китайских партнеров отходить от использования «контролируемых Западом международных платежных систем», чтобы не зависеть от чьих-либо причуд. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков подтвердил, что, учитывая ситуацию на мировой политической арене, надо быть готовыми к любому развитию событий, в том числе и к лишению доступа к SWIFT.
Действительно, о возможности такого развития событий, со ссылкой на источники в команде Байдена, в декабре 2020 года сообщил Reuters. Цель — наказать РФ за некие хакерские атаки в ходе предвыборной кампании. Идею демократов оригинальной не назовешь. В 2014 году британский премьер Дэвид Кэмерон тоже предлагал «отлучить» Россию от SWIFT — за Крым. Летом прошлого года в США республиканцы собирались нанести «смертельный» удар по российскому бизнесу, прежде всего нефтегазовому, лишив его доступа к ведущей финансовой платформе.
Вероятность такого развития событий достаточно высока. Один раз России пришлось выдержать удар в этой сфере. В марте 2014 года, после присоединения Крыма к России, Visa и Mastercard заблокировали операции по картам ряда российских банков и прекратили обслуживание «пластика» в Крыму и Севастополе.
Чтобы избежать повторения подобного сценария, для обработки внутрироссийских операций по картам международных платежных систем в короткие сроки была создана Национальная система платежных карт (НСПК). Еще одна «вакцина», обеспечившая иммунитет против санкционного произвола, — выпуск национальной платежной карты «Мир» (о начале эмиссии было объявлено в декабре 2015 года).
Таким образом, сейчас на рынке безналичных платежей России действуют три ключевых игрока. В 2018 году объем рынка составил 22 трлн рублей. Первое место в тройке лидеров с оборотом в 10,4 трлн рублей заняла Visa, второе — Mastercard с оборотом 8,3 трлн рублей, третье — «Мир» c оборотом 2,7 трлн рублей.
В дальнейшем «Мир» продемонстрировал бурный рост — в 8,3 раза. В конце прошлого года объемы безналичных платежей выросли до 27,1 трлн рублей. При этом в сентябре 2020 года в России насчитывалось порядка 86,1 млн карт национальной платежной системы, а их доля по количеству операций достигла 30%. Это говорит о том, что «Мир» теперь есть на руках у каждого второго россиянина. За прошлый год по этим картам совершено почти 3,5 млрд межбанковских операций — примерно на три четверти больше, чем годом ранее.
По данным Банка России, в 2020 году в нашей стране доля безналичных платежей в общем объеме оплаты товаров и услуг составила 70%. Из этого следует, что для Visa и Mastercard российский рынок с точки зрения извлечения прибыли по-прежнему остается стратегически важным. Поэтому обе компании объективно заинтересованы в бесперебойной работе своих платежных систем для всех участников. Они готовы выполнять требования российского законодательства.
В связи с этим прекращение работы Visa и Mastercard в РФ кажется маловероятным. Если же в очередной раз в экономику и финансовую сферу вмешается большая политика и это все-таки произойдет, то коллапса не случится. Все транзакции по находящимся в обращении кредитным и дебетовым картам внутри страны будут обрабатываться НСПК. Тем самым будет в полной мере обеспечиваться стандартное проведение приходно-расходных операций — начисление зарплат, пенсий, оплата товаров и услуг, переводы и т. д. Ну а в перспективе, если кризис в отношениях с Visa и Mastercard окажется затяжным, то логично ожидать постепенный переход россиян на карты платежной системы «Мир».
Другое дело, что за границей в большинстве стран они широкого хождения пока не имеют. Следовательно, при поездках за рубеж без наличных обойтись не получится. Ну а в будущем, хотелось бы верить, наш «Мир» сможет осуществить успешную экспансию в Европе, Азии и Америке, и тогда проблема будет решена. Планы расширения применения системы «Мир» реализуются в странах СНГ. Что касается дальнего зарубежья, то в крупных турецких банках уже есть банкоматы, принимающие карты «Мир». Можно предположить, что этому примеру последуют другие страны, заинтересованные в привлечении российских туристов.
Система быстрых платежей (СБС) также способна заменить Visa и MasterCard на рынке РФ. Для ее продвижения ЦБ готов назначить сверхнизкий тариф, который будет взиматься с магазинов при оплате товаров через QR-код — на уровне 0,4−0,5% от суммы платежа. Это в 3−4 раза ниже действующих комиссий в ритейле.
Теперь что касается SWIFT. Она обеспечивает взаиморасчеты по экспортно-импортным сделкам в 200 странах между крупнейшими национальными и мировыми банками. Отключение этой системы несколько лет назад действительно могло бы создать неразрешимые проблемы для российских банков и компаний-участников внешнеторговой деятельности. Однако Банк России после уроков 2014 года постарался сыграть на опережение, чтобы минимизировать возможный ущерб. На сегодняшний день создана национальная межбанковская система передачи финансовой информации и совершения платежей (СПФС) — фактически она является аналогом SWIFT.
По итогам 2020 года доля СПФС во внутрироссийском трафике составила 20% от общего числа операций. Есть у системы выход и на внешние рынки. В настоящее время к СПФС подключились 23 иностранных кредитных учреждения — из Армении, Белоруссии, Германии, Казахстана, Киргизии и Швейцарии.
Альтернатива SWIFT, безусловно, будет в полном объеме задействована Банком России в случае реализации негативного сценария. Впрочем, несмотря на угрозы из Вашингтона и признания в Москве их серьезности, расширение пакета антироссийских санкций в этом ключе все-таки представляется маловероятным. Для SWIFT это несет высокие репутационные риски и утрату доверия клиентов по всему миру.
Свежие комментарии