Первый саммит президентов России и США Владимира Путина и Джозефа Байдена можно считать если не успешным, то точно шагом к разрядке и снятию «перегрузки» в двусторонних отношениях
Вспомним, что преимущественным образом писали комментаторы накануне: никакого прорыва не ждите, главное — провести «инвентаризацию» и признать существование проблем.
А если будет дан старт переговорам по кибербезопасности, это будет вообще суперуспех.Конечно, о «Перезагрузке 2.0» или прорыве пока говорить действительно рано. Но все же есть определенные признаки улучшения общей атмосферы и начала диалога о перспективах выравнивания кривой падения в двусторонних отношениях. И если отталкиваться от весьма сдержанных прогнозов аналитиков, то сегодняшние переговоры в Женеве можно назвать результатом со знаком плюс. Причем не только для Москвы или Вашингтона, а всего мира, безопасность которого получила реальные шансы на укрепление. «Две ядерные державы встречаются, чтобы сделать этот мир надежным и безопасным», — популярно объяснил Путин.
Я здесь особо хотел бы обратить внимание на подписание совместного заявления по стратегической стабильности, где, наконец, Россия и США подтвердили приверженность принципу о недопущении ядерной войны. Это, по сути, повторение договоренностей Михаила Горбачева и Рональда Рейгана 1985 года, давших старт процессам контроля над вооружениями и формирования договорной базы в этой сфере. И сегодня – уже в наши дни — архитектура глобальной безопасности получила вновь надежду на укрепление. Даже если бы все ограничилось одним этим документом, можно было бы говорить о том, что встреча была полезной.
Среди других ключевых решений:
1. Возвращение к полноформатному уровню дипотношений и возвращение послов РФ и США к месту своей службы.
2. Договоренность о российско-американских консультациях по кибербезопасности.
3. Возможный компромисс в вопросе об обмене осужденными.
4. Возобновление диалога по вопросам борьбы с международным терроризмом.
Плюс важный момент по Украине. Обе стороны, как сообщил Владимир Путин, считают, что в основе урегулирования на Украине должны лежать Минские соглашения. Байден с этим согласен, уточнил он.
Сам Джо Байден на состоявшейся позже пресс-конференции назвал атмосферу саммита «доброй и позитивной». «Я выполнил то, ради чего приехал на встречу с Путиным. Теперь у нас с Россией есть четкая база для работы и выстраивания отношений».
Переговоры, возможно, в чем-то превзошли ожидания скептиков, но в эйфорию впадать тоже не стоит. «В такой ситуации не может быть семейного доверия, но его зарницы промелькнули», — очень точная и емкая оценка итогов саммита со стороны президента России.
Надеюсь, нам все же удастся продвинуться по пути восстановления диалога во всех сферах, в том числе по линии парламентской дипломатии. Одной из задач остается возобновление формата Дума-Конгресс.
Свежие комментарии