В октябре 2019 года президент Франции Эммануэль Макрон дал британскому таблоиду "The Economist" интервью, которое повергло в шок изрядную часть западного сообщества и, прежде всего, польских политиков и экспертов. В интервью говорилось много о судьбе Европы, о её взаимоотношениях с другими сильными мира сего, а также о России и возможных путях её развития.
3 пути для России
Вообще, достаточно интересен сам факт того, что французский президент в интервью популярному британскому таблоиду значительную часть времени уделил обсуждению перспектив Москвы к дальнейшему развитию.
Первым, наиболее сложным вариантом для Российской Федерации, Эммануэль Макрон видит самостоятельное развитие Москвы в попытке добиться статуса сверхдержавы. Французский президент считает, что такой подход потребует от России серьёзной финансовой, политической и социальной консолидации. При этом на пути у Москвы будет стоять целый ряд проблем, основными из которых станет отсутствие доступа к современным технологиям, изоляция общественно-политической жизни, а также недостаточный уровень финансирования целого ряда проектов.
На самом деле в оценке возможных проблем для России при выборе самостоятельного пути французский президент, по большому счёту, прав. Москве в одиночку действительно будет сложно добиться статуса мирового лидера, но с другой стороны, а когда России что-то давалось слишком легко?
Вторым, наименее вероятным действий Москвы, Макрон видит возможность совместного развития с Китаем. При этом французский президент отмечает, что в таком союзе России придётся играть "вторую скрипку". Также Эммануэль Макрон высказался The Economist, что в такой вариант развития событий он не верит, так как Владимир Путин никогда не согласится на роль "вассала Китая". Более того, по мнению французского президента, сразу же после ослабления давления со стороны западных держав, отношения между Россией и Китаем стали несколько прохладнее.
Третьим, наиболее прогрессивным для Москвы вариантом стало бы стратегическое партнёрство с Европейским союзом. При этом Макрон не отвергает своих союзнических отношений с США. Он лишь отмечает, что европейцам пора самостоятельно принимать определённые политические решения. Прежде всего, это касается отношений с соседями. По мнению французского президента, Вашингтон может вводить те ограничения в отношении Москвы, которые считает нужным. Это личное дело США. Но это абсолютно не значит, что Европа обязана автоматически дублировать введённые в отношении России санкции. Россия, по его мнению, сосед Евросоюза и между ними должны быть продуктивные взаимоотношения. Это позволит и Брюсселю, и Москве решить не только политические, но также социальные и экономические проблемы. Тем более, что Российская Федерация представляет собой, прежде всего, европейскую державу, а её президент родом из одного из самых прогрессивных городов региона - Санкт-Петербурга.
Журналист The Economist задал Эммануэлю Макрону достаточно каверзный вопрос по поводу того, что по его мнению о всём этом думают страны восточной Европы, которые ранее входили в Варшавский договор. На это президент Франции отметил, что, прежде всего, поляки, имеют право на собственные отношения с Российской Федерацией, так как эти страны развивались бок о бок на протяжении столетий. При этом он не считает наличие взаимных обид в прошлом достаточным основанием для отказа сотрудничества в будущем.
В конечном итоге Эммануэль Макрон отметил, что создание эффективного сотрудничества с Россией не предполагает сиюминутного получения большого количества выгод. Нормализация отношений и увеличение экономических и социальных связей может занять 1-2 десятилетия, однако, если данный процесс не будет запущен, то в весьма сложном состоянии может оказаться, прежде всего, Европейский союз.
Свежие комментарии