Во втором туре президентских выборов в Польше победу одержал Анджей Дуда. Таким образом он переизбран на второй срок, передает РИА Новости со ссылкой на главу Госизбиркома Сильвестра Марчиняка. Во втором туре оппонентом Дуды стал мэр Варшавы Рафал Тшасковский
По результатам обработки 100% голосов, кандидат от правящей партии «Право и справедливость» Дуда набрал 51,03% голосов, его оппонент от оппозиционного объединения «Гражданская коалиция» Рафал Тшасковский – 48,97% голосов.
Явка избирателей составила рекордные 68,18%.
Есть мнение, что за кулисами президентской кампании нынешнего главы государства стоял Ярослав Качиньский. Экс-президент Польши Бронислав Коморовский как-то заметил: “Анджей Дуда трактуется Качиньским как политическая мебель”. Тшасковский этот момент использовал почти на всех встречах с избирателями, подчеркивая свою независимость и призывая Качиньского уйти из политики. Его тезис сводился к тому, что “партия власти спрятала своего вождя, дабы он лишний раз не напоминал о проблеме президентства Дуды – отсутствии самостоятельности.”
Вместе с тем, эксперты отдают должное Качиньскому, который, не участвуя напрямую в кампании Дуды, сумел ее обеспечить щедрым финансированием, а также запустить пропагандистскую машину подконтрольных СМИ.
Как показывают результаты выборов, страна расколота практически напополам — городские либералы и молодежь, с одной стороны, а с другой — консервативно-клерикальные жители польской провинции.
Тшасковский настроен проевропейски. Он часто призывал правительство перестать конфликтовать с Евросоюзом. Дуда же в противовес этому демонстрировал свои тесные связи с Вашингтоном. Проамериканские взгляды президента известны давно: в 2018-м он даже предлагал создать в Польше базу “Форт Трамп”, на которой разместились бы американские военные. Американский лидер Дональд Трамп, в свою очередь, называл польского президента образцовым союзником. А всего за четыре дня до первого тура Дуда нанес визит в США. По его итогам никаких конкретных решений принято не было, но поездка активно освещалась польскими СМИ.
Time отмечает, что визит вполне укладывается в стратегию правящей партии. Таким образом она пытается доказать, что вопреки утверждениям оппозиции Польша за годы под управлением PiS не оказалась в международной изоляции.
Если расхождение во мнениях по поводу западных союзников у Дуды и Тшасковского есть, то к вопросу России они подходят примерно одинаково. Мэр Варшавы практически не затрагивал эту тему, но в целом он поддерживает общий негатив своей партии по отношению к действиям российских властей.
При нынешнем президенте Польши Россию вообще признали главной угрозой безопасности для страны. И несмотря на общие заявления о желании Варшавы улучшить отношения с Москвой, за пять лет Дуды у власти серьезных подвижек в этом направлении не произошло, так что ожидать улучшений вряд ли стоит.
Принципиально партии расходятся по вопросу соотношения архаики и модерна. Взять, в частности, половое воспитание школьников. Действующий глава государства активно выступает против соответствующих пунктов в программе обучения. Сторонники Дуды говорят, что такие лекции “поощряют учащихся к сексуальной активности». Либералы имеют диаметрально противоположную точку зрения на этот счет.
Ещё одним из серьезных различий в программах Дуды и Тшасковского является подход к ЛГБТ-сообществу. Действующий президент с самого начала строил свою кампанию в том числе на идее защиты традиционных ценностей и семьи. Это дополнительно привлекло сторонников — в католической Польше 66 процентов жителей выступают против однополых браков.
Среди предвыборных обещаний действующего президента — не давать разрешения однополым парам вступать в брак или усыновлять детей, а также запретить рассказывать про ЛГБТ на уроках в школах. Кроме того, он стремится “запретить пропаганду идеологии ЛГБТ”. “Право и справедливость” даже попыталась представить голосование как выбор между “бело-красной Польшей в лице действующего президента и радужной Польшей”. В какой-то момент Дуда даже заявил, что идеология “нетрадиционного” сообщества хуже коммунистической, что вызвало большой скандал.
Тшасковский в свою очередь выступает на стороне ЛГБТ-сообщества: в феврале 2019 года он даже подписал хартию о его поддержке. Она включает борьбу с дискриминацией на уровне школ и запуск системы убежищ. Впрочем, толерантность мэра Варшавы находила поддержку только среди особо продвинутых горожан. Именно поэтому мэр во время кампании старался тему ЛГБТ не выпячивать.
Надо, кстати, отметить, что священнослужители предсказуемо выступили на стороне Дуды. Так, настоятель прихода в Поморском воеводстве Антони Мазур вывесил на заборе вокруг костела предвыборные баннеры действующего президента, что привело к драке, поскольку прихожане имели разные соображения на этот счет. А ксендз Ежи Розмысловский в Свентокшиском воеводстве агитировал за Дуду прямо с амвона, утверждая, что “католик, через избирательный акт выбирающий второй путь (голосование за Тшасковского), сам ставит себя вне церкви. И это не только тяжкий грех, но и практически исключение из общины народа Божьего”. Фрагмент своей предвыборной проповеди он разместил и на сайте прихода.
А вот Тшасковского поддержал экс-президент Александр Квасьневский, назвав его “лучшим выбором для Польши”. За мэра Варшавы выступил и Лех Валенса, призвавший его сторонников внимательно следить за подсчетом голосов. Эта проблема до конца еще не решена.
Между тем, многие поляки отказали в доверии обоим политикам. Публицист портала Onet Анджей Гайцы обвинил и Дуду, и Тшасковского в том, что те “цинично” используют раскол среди поляков в собственных политических целях, углубляя поляризацию в обществе.
Впрочем, по мнению ряда экспертов, на самом деле споры об актуальности консервативных ценностей не так важны для значительной части избирателей, которым достаточно, чтобы у них была работа. А нынешние польские власти как раз выполняют взятые на этот счет обязательства.
Надо отметить, что президент в Польше — в значительной части именно церемониальная фигура, однако у него есть очень важные функции, в частности он назначает людей на ключевые посты и имеет право вето. По сути, именно за этот политический рычаг и боролись консервативная PiS и либеральная “Гражданская платформа”.
“Право и справедливость” имеет большинство в парламенте с момента выборов 2015 года. Теперь, после победы Дуды, она может спокойно проводить свою консервативную политику и принимать необходимые для нее законы, не боясь сопротивления со стороны главы государства.
Несомненно, что переизбрание Дуды будет способствовать еще большему проникновению PiS во власть. Кроме того, будут доведены до конца спорные судебные реформы, которыми крайне недовольны в Евросоюзе. В Брюсселе считают, что изменения, позволяющие штрафовать судей из-за вынесенных ими вердиктов, нарушают принцип разделения властей. PiS же утверждает, что хочет добиться более эффективной работы судебной системы.
Строго говоря, кто бы ни стал новым польским президентом, ситуация в Польше не слишком изменилась бы. Мы стали свидетелями очередного раунда борьбы либералов и консерваторов, вихрем проносящегося по общественному мнению, но не меняющего польский жизненный уклад.
Свежие комментарии