Первый президент Казахстана надеется стать третьей стороной между Киевом и Москвой
Казахстан, будучи известной в международных кругах страной-миротворцем, может сыграть положительную роль в разрешении конфликта между Россией и Украиной. Такое заявление сделал первый президент и национальный лидер РК Нурсултан Назарбаев, выступая недавно на XXVII сессии Ассамблеи народов Казахстана (АНК).
В ходе мероприятия, проходившего традиционно в столичном Дворце мира и согласия, на этот раз искали как раз ту самую формулу мира и согласия. Повестка дня форума так и была сформулирована — «Формула мира и согласия: социальное единство и модернизация».
Поэтому то, что Назарбаев в своей приветственной речи затронул, в том числе, и тему российско-украинского раздора, наверное, вполне закономерно.
В частности, он отметил, что Казахстан внес значительный вклад в снижение напряженности вокруг армяно-азербайджанского конфликта в Нагорном Карабахе, а также между Пакистаном и Индией, Ираном и Сирией. И предложил свою помощь в примирении России и Украины, выразив надежду на то, что «все войны и конфликты заканчиваются миром. И это когда-то закончится».
Тут стоит вспомнить, что Нурсултан Абишевич уже неоднократно заявлял о готовности к посредничеству между Москвой и Киевом. Выходил, например, с инициативой перенести переговоры по Донбассу из Минска на «независимую площадку» — в Астану (теперь — Нур-Султан). А на встрече с Путиным в Сочи три года назад убеждал российского президента в том, что Порошенко готов идти на компромиссы по ситуации с ДНР и ЛНР, однако принять закон об особом статусе региона (что является одним из ключевых требований Минских соглашений) ему якобы не позволяет отсутствие большинства в Верховной Раде.
То есть, Порошенко цинично врал Назарбаеву, а тот, вроде как, наивно верил, да еще пытался выступить на его стороне адвокатом.
Что касается последнего примирительного заявления казахстанского лидера на эту тему, то оно неожиданно совпало по времени с появлением на одном из популярных в Казахстане Telegram-каналов весьма любопытной «утечки».
Эксперты Информационно-аналитического Центра по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве МГУ называют ее инсайдерской информацией. А речь там идет о том, что Елбасы пытается сейчас организовать встречу Путина и Зеленского (украинский ЦИК, наконец, официально объявил его победителем президентских выборов) в столице Казахстана для обсуждения статуса восточных территорий Украины. Якобы от команды Зеленского предварительное согласие уже получено, и теперь Нурсултан Абишевич пытается убедить президента России приехать на эти переговоры.
Возможно, конечно, это всего лишь информационная утка.
Но если все же такая инициатива со стороны казахстанского лидера имеет место, то насколько она, действительно, может привести к какому-то важному, позитивному прорыву в российско-украинских отношениях?
Этот и другие вопросы «СП» адресовала члену Совета по межнациональным отношениям при президенте России, политологу Богдану Безпалько:
— Во-первых, хотелось бы сказать, что приписываемые казахстанскому руководству успехи в примирении Пакистана и Индии, а также Азербайджана и Армении, это, мягко говоря, очень сильное преувеличение. Возможно, кто-то в Казахстане так считает, но в области международных отношений, я думаю, что роль Казахстана видится гораздо скромнее.
Во-вторых, все необходимое для того, чтобы урегулировать конфликт в Донбассе, давным-давно сформулировано, подписано… и похоронено даже. Я имею в виду, Минские соглашения — «Минск-1» и «Минск-2».
Что хочет к этому добавить Нурсултан Абишевич?
Он хочет убедить Путина отказаться от «Минска-2» и просто сдать Донбасс Украине только потому, что там появился новый президент? Это невозможно.
Или он хочет убедить Зеленского встретиться с Путиным и, соответственно, каким-то образом пойти навстречу Донбассу? Но, судя по заявлениям из окружения Зеленского, это тоже невозможно.
Поэтому, скорее всего, это все пока что не более чем какая-то непонятная составляющая, призванная, видимо, повысить роль Казахстана или его руководства. Либо бывшего, либо действующего сейчас, либо будущего, которое, вероятно, через два года будет избрано в соответствии с очередностью циклов выборов в республике.
«СП»: — То есть, вектор отношений между Москвой и Киевом с новым президентом Зеленским меняться не будет?
— На данный момент никаких предпосылок для того, чтобы украинский вектор существенно менялся, нет. Ну, вот ни из действий, ни из поведения, ни из заявлений Зеленского и его окружения пока что это никак не следует.
Наоборот, сейчас уже говорится о том, что Украина продолжит двигаться в ЕС и в НАТО. Что, понятно, противоречит тем чаяниям, которые вкладывали в Зеленского жители юго-восточных регионов Украины — русских регионов.
Что касается Казахстана, то у меня складывается устойчивое впечатление, что его руководству не дают покоя лавры белорусского лидера.
Давайте говорить откровенно… В реальности, сегодняшний Казахстан ведь очень сильно напоминает Белоруссию. Отсюда тоже идет поток контрабанды. Только если через Белоруссию проходит контрабанда европейская, то через Казахстан — китайская.
Казахстан точно так же отказывается от закупки крымских товаров, как это делает и Белоруссия. И также, по большому счету, проводит политику «коренизации» и мягкого вытеснения русского языка.
Проходит там и кампания по замене советских символов Дня Победы. Допустим, георгиевскую ленточку на Ордене Славы, как части композиции, на одном из монументов заменили лентой, стилизованной под флаг Казахстана.
А один из казахстанских министров приветствует эмиграцию из страны, потому что в основном уезжает славянское население.
То есть, я не нахожу здесь каких-то особых предпосылок к тому, чтобы видеть в инициативах руководства Казахстана что-то благое для России. Пока что это только стремление стать посредником и, вероятно, получать за счет этого какие-то бонусы.
«СП»: — А насколько, в принципе, по-вашему, реалистична в нынешних условиях тема примирения России с Украиной? И нужны ли здесь какие-то посредники, путь даже такие авторитетные?
— Ну, как можно сразу взять и помирить? Это же не ссора маленьких детей в песочнице на уровне детского сада. Там взрослый воспитатель придет и помирит, все равно — насильно или уговорами.
Тут все намного сложнее.
Существуют международные договоренности, существуют международные отношения и правила, существуют целые международные организации, которые призваны урегулировать конфликты — такие, как ООН, например. Если они не могут справиться, то кто же тогда в данный момент может примирить Украину с Россией?
А как быть с тем, что в 2014 году, например, на Украине к власти пришли откровенные националисты? С тем, что они нарушили, кстати говоря, гарантии, которые давали Януковичу при участии международных представителей — министров иностранных дел Франции, Германии и т. д. То, что Януковича — президента законного — хотели убить, это совсем уже ничего не значит?
2 мая ровно пять лет трагедии в Одессе, когда украинские националисты заживо сожгли людей в Доме профсоюзов. Были еще Мариуполь, Славянск… И до сих пор они уничтожают жителей Донбасса — там не прекращаются боевые действия.
Скажите, как можно примириться с теми людьми, которые не только не расследовали все эти преступления, но и откровенно не собираются этого делать?
«СП»: — Мало того, в Раде хотят вообще запретить поднимать эту тему…
— Ну, и на какой базе, на каком основании мы будем с ними мириться? Что для этого потребуется? Сдать им Донбасс? Признать, что они на правовой основе сжигали людей в Одессе?
Я вообще не понимают подобного рода лексику в области международных отношений.
Внутри Казахстана тоже, знаете ли, назревают достаточно мощные тенденции, которые могут взорвать само общество казахстанское. Там вызревают исламисты, оттуда выезжают славяне, там проходит вот эта «коренизация» и тоже есть расслоение между богатыми и бедными, которое растет.
Пусть занимаются собственными проблемами.
Свежие комментарии