Операция «принуждение к разуму»
В 5 утра 24 февраля на территории Украины началась специальная военная операция, задачи которой сводятся к принципам «демилитаризация и денацификация». Её причины в своем обращении подробно описал президент России Владимир Путин – необходимость защитить безопасность нашего государства и наших граждан, а также сохранить жизни гражданам ЛНР, ДНР и России, проживающим на этих территориях.
Моральная необходимость такой операции была подтверждена без малого восемью годами непрерывных односторонних обстрелов провозгласивших свою независимость от Украины республик Донбасса. Военная причина ещё более основательна – последовательная милитаризация Украины, которую годами «накачивали» оружием страны НАТО, имела одного единственного адресата.
Кроме того, президент Украины Владимир Зеленский публично заявил о планах восстановить ядерный статус Украины, которого она лишилась в 1994 году. Тем самым, угроза у границ России стала нести не абстрактный, а экзистенциональный характер.
Напомним, что ключевые параметры российских предложений по выстраиванию коллективной безопасности, с учетом интересов всех заинтересованных сторон, были США и НАТО отвергнуты. А значит, реакция России, которую многие считают изрядно запоздавшей, вполне логична.
Что это было
Как было многократно подчеркнуто российским военным и политическим руководством, среди целей операции не присутствует оккупация какой-либо части Украины, а также начало полномасштабной войны с украинским народом. Ближайшим аналогом происходящих на Украине событий была бы операция по принуждению Грузии к миру в августе 2008 года – с поправкой на качественно возросший уровень российской армии.
В 5 часов утра ВКС РФ, а также другие рода войск нанесли мощнейший удар по всей военной системе Украины. Первым же ударом были уничтожены практически все стационарные системы ПВО, склады и пункты управления ВС Украины, а также военные базы на побережьях Черного и Азовского морей. Отдельно стоит упомянуть уничтожение расположенного в Киеве центра информационной борьбы 72 ЦИПсО, а также оборудованную под присмотром Британии военно-морскую базу Очаков.
В это же время боевые части ЛНР и ДНР атаковали крупные контингенты ВСУ в районе Волновахи (ДНР) и Счастье — Станица Луганская (ЛНР), где добились заметных успехов.
Примерно через час сухопутные части ВС РФ перешли границу Украины со стороны Белоруссии, Воронежской и Белгородской областей, а также из Крыма, после чего по сходящимся направлениям устремились к центру Украины.
Фактически, основная часть военных задач по уничтожению украинской военной инфраструктуры была решена уже в первые часы специальной операции.
Сопротивление украинской стороны можно описать как «разрозненное», отдельные украинские подразделения сдаются без боя, другие склонны оказывать сопротивление.
В данный момент, подразделения ВС РФ продвигаются к стратегическому рубежу Днепра для получения контроля над мостами и решения других важных задач.
Украинское военное и политическое руководство объявило всеобщую мобилизацию, что предполагает продолжение боевых действий – хотя их интенсивность в дальнейшем неясна.
Главной политической целью операции, подчеркнул пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, остается денацификация Украины. Что подразумевает справедливое возмездие украинским неонацистам, лично причастным к многочисленным преступлениям против русскоязычного населения востока Украины.
Что будет дальше?
Исходя из прямо озвученных целей операции, ВСУ по всей видимости ждет уничтожение до степени, после которой украинская армия надолго утратит возможность угрожать кому-либо. Если с западными партнерами отсутствует договоренность о разделе зон влияния, то логичным приоритетом со стороны России будет отодвигание новых границ Украины как можно дальше на запад.
Как отметил Дмитрий Песков, под «демилитаризацией Украины» понимается нейтрализация военного потенциала, который за последнее время был изрядно подрощен, в том числе и благодаря активной деятельности зарубежных стран.
«Президент Путин сформулировал свое видение того, что мы бы ждали от Украины для того, чтобы концептуальные «красно-линейные» проблемы были решены. Это нейтральный статус, это отказ от размещения вооружений. Здесь вопрос, готово ли руководство Украины на это», — подчеркнул Песков.
В ближайшее время украинскую политическую систему ожидает мощнейший кризис, с которым страна ещё не сталкивалась, даже несмотря на бурную историю своей независимости, государственный переворот и открытое преследование политических оппонентов.
Очевидно, что в прежнем виде страна существовать уже не будет, остается увидеть – будут ли изменения носить географический или политический характер. Между этими параметрами есть обратная зависимость: чем большие политические реформы окажутся возможными в самое ближайшее время на Украине, тем привычнее окажутся границы Украины после завершения военной операции.
Президенту Владимиру Зеленскому предстоит сделать очень серьезный выбор – хотя внешне он выглядит даже примитивно. Выполнить свои предвыборные обещания в части устранения украинских и других националистов от власти, вернуть украинскую внутреннюю и внешнюю политику к прагматизму – или получить статус последнего президента Украины.
Украинская политическая система неизбежно войдет в зону турбулентности, где могут быть самые разные комбинации, зависящие от множества факторов.
Ключевым аспектом понимания ситуации будет то, что Украина – не трофей. Это шахматная доска, на которой ведут игру как минимум 3-4 игрока, с ситуативно совпадающими интересами и взаимной конкуренцией. Россия и США, в меньшей степени ЕС и Китай – итоговая конфигурация границ Украины и её политической системы будет результатом публичных и непубличных переговоров как минимум этих сторон.
По словам Дмитрия Пескова, Владимир Путин готов провести переговоры с руководством Украины о ее нейтральном статусе и отказе от размещения вооружений в случае ответной готовности Киева. Возникнет ли у Киева такая готовность – будет понятно уже в ближайшие часы, пока что российские части, полностью взяв под контроль воздушное пространство Украины, продвигаются к Киеву и уже находятся на ближних подступах к украинской столице.
Главным для жителей Украины вопросом остается – что будет с городами и населением. Ответ на этот вопрос однозначен – в задачи российской армии, а также подразделений ДНР и ЛНР, какие-либо репрессии, а тем более меры, которыми на протяжении 8 лет ВС Украины подвергали мирное население Донбасса, категорически не входят. Удары наносятся исключительно по военной инфраструктуре, и лишних поводов для паники граждан Украины российские подразделения стараются не давать.
Единственные, кто однозначно пострадает от происходящих событий – это украинские неонацисты. С 2014 года представители националистических формирований, радикалы и террористы всех мастей оставили на себя обширное досье.
По всей видимости, если указанные лица останутся на территории, подконтрольной ВС РФ и республиканским армиям Донбасса, за все преступления им придется ответить. В данном случае речь не идет о «судах Линча» и других формах внесудебных расправ. Даже по действующему украинскому законодательству за совершенные преступления положено адекватное наказание, нужно лишь заставить его работать.
Сама специальная операция не продлится долго. Социально-политические изменения потребуют большего времени, и точные контуры политической системы «новой Украины» пока сложно описать.
Ясно одно – разгула национализма на Украине больше не будет. Как показали события, для обеспечения этого результата Россия готова задействовать любые средства.
Ожидать того, что ВС РФ задержится на территории Украины сверх того, что необходимо для решения двух задач операции – демилитаризация и денацификация – не стоит. Как показали события 08.08.08, захват территорий соседних стран не входит в сферу интересов России.
Возможно, Украине стоило бы провести консультации с Грузией. После того, как политика этой страны была скорректирована в сторону разума и прагматичных отношений, любые поводы для конфликта с Россией исчезли.
Свежие комментарии