Несмотря на успешные переговоры Путина с Трампом, Россия готовится к негативному сценарию.
Когда появилась первая новость о масштабном выходе России из US Treasuries, главной темой обсуждения стал вопрос оценки произошедшего. Из имевшегося запаса в 96,2 млрд. долл. продажа ценных бумаг Казначейства США на 47,5 млрд.
это – разовая акция; у нас внезапно возникли серьезные проблемы с деньгами; или речь идет действительно о принципиальном повороте в экономической политике России? И еще – из долговых бумаг мы вышли, но куда? Если только в доллары, то где тут позитивный смысл, особенно в свете неблагоприятного изменения в курсовой разнице?Словом, все сошлись на том, что надо ждать официального отчета американского Казначейства. Но потом начались американо-китайские и американо-европейские экономические войны, Трамп опоздал на чаепитие к британской королеве, встретился с Путиным в Финляндии и много другого всякого яркого. За сиюминутной трескотней вопрос масштабов российского кредитования американской экономики как-то потерялся.
И очень зря. Потому что ожидавшийся отчет таки вышел и содержит много всего интересного. Прежде всего, он подтверждает факт прекращения Москвой экономической поддержки американской долларовой модели. Среди 34-х крупнейших иностранных держателей 91,8% общего текущего объема US Treasuries России нет. Список завершает Чили с суммой в 30,2 млрд. долл. по состоянию на май текущего года.
Впрочем, радоваться по поводу "ну наконец-то" несколько преждевременно. Как уточнил Минфин США, пакет бумаг на 14,9 млрд. долл. мы все же сохранили. Скорее всего, распродажи до нуля ожидать не стоит. По итогам 2017 года мы продали в Америку товаров и услуг на 17 млрд. долл., и купили американских на 7 млрд. Таким образом, для нас сальдо торгового баланса положительное – на целых 10 млрд.
Но при этом действующие нормы в экономике рекомендуют иметь запас соответствующей иностранной валюты, по меньшей мере, в объеме взаимной торговли за три месяца, лучше - за шесть. В этом случае любые перебои могут успешно купироваться не вызывая кризиса платежей и не неся угрозы стабильности собственной финансовой системы государства.
Калькулятор указывает на необходимость наличия заначки в размере порядка 12-14 млрд. долл., что примерно соответствует упомянутому выше "остатку". Следовательно, в ближайшее время он, скорее всего, сохранится. При этом, подозреваю, ура-патриоты яростно критиковать государство за предательское финансирование США продолжат как ни в чем не бывало. Игнорировать здравый смысл, математику, экономику и объективную реальность у нас является традицией.
В то же время нельзя не признать, что произошедшее уже само по себе служит серьезной вехой геополитических перемен, масштаб которых сложно переоценить. Особенно если соотносить размер российских вложений в US Treasuries с объемом ее же ВВП. В 2007 баланс выглядел как 32,7 на 1300 млрд. долл. или 2,5% оборота российской экономики. В пике, в октябре 2010-го он выглядел как 176,3 на 1480 млрд. или 11,9%. Это вполне можно считать наглядным доказательством своего рода колониальной дани и слабости России, как независимого государства. Впрочем, потому "наши иностранные партнеры" и попытались ею воспользоваться вскоре на Болотной.
Их поражение там сразу нашло свое отражение в цифрах. На рубеже 2012/2013 годов произошло заметное сокращение объемов инвестирования в Казначейские бумаги со 175 до 138-140 млрд. долл. или сразу на 20% в масштабах суммы самих бумаг. По отношению к размеру ВВП цифра снизилась до 6,6%. С тех пор, несмотря на некоторые короткие локальные всплески, она продолжала стабильно падать, как в абсолютных, так и относительных величинах. 2014 год - бумаг на 108 млрд. долл. или на 5,2% от ВВП. 2015 год - бумаг на 92 млрд. или на 6,7%. 2016 год - 86 млрд. и 6,7%. Сейчас всего 14,9 млрд. и 0,97%.
При этом пока открытым остается вопрос дальнейшей судьбы вырученных денег. Так как динамика золотого запаса страны пиков прироста не имеет, следовательно "в золото или иные драгметаллы" они не пошли. Пика спроса на евро не наблюдается тоже. Можно предположить их вложение в другие, менее пока публичные инструменты и валюты, в том числе в индийскую рупию и китайский юань. Однако лучше подождать следующего отчета ЦБ РФ. Увы, в плане информации Центробанк оперативностью не отличается, так что интрига сохранится до конца текущего года.
Тем не менее, уже сейчас мы можем в целом уверенно говорить о прекращении именно колониального финансирования американской экономики и тем самым совершении важного шага к обретению полной экономической независимости. Переоценивать его масштаб, конечно, не стоит, но и преуменьшать явно тоже неверно.
Специально для ИА REX
Свежие комментарии